Информационно-образовательный портал Хабаровского края
 

версия для слабовидящих

22 марта 2016

В краевой столице обсудили преемственность содержания образования в условиях реализации ФГОС

Региональный семинар объединил 145 педагогов из 16 муниципальных районов. Главной целью форума стала разработка механизмов достижения метапредметных результатов, в том числе через обновленное содержание общего образования.

Семинар1.jpg 

— Практически семь лет подряд на данном семинаре работают региональная и муниципальные команды по введению федерального государственного образовательного стандарта, — отметила начальник управления общего образования министерства образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова. — Мы рады, что к нам присоединяются новые педагоги, методисты, руководители образовательных учреждений. Надеемся, что они будут принимать полноценное участие в работе над ФГОС на протяжении многих лет. Это важно, так как создание единого информационного пространства благоприятно отражается на результатах нашей деятельности. 

Семинар2.jpg

Участники семинара прослушали информацию об изменениях в нормативно-правовых актах, регламентирующих процессы введения и реализации ФГОС общего образования, лекцию о метапредметности, как основе преемственности содержания образования основной и старшей школы.

— Федеральный государственный образовательный стандарт четко определяет результаты, к которым должен прийти выпускник, — объяснила консультант отдела общего образования управления общего образования министерства образования и науки Хабаровского края Юлия Алексеева. — Это и предметные знания, которые будут проверяться на итоговой государственной аттестации, и метапредметные, которые пригодятся ему в жизни. Например, умение структурировать материал, анализировать информацию, проводить аналогии, соотносить факты друг с другом. Метапредметность должна учитываться в построении единого неразрывного образовательного процесса. 

Семинар3.jpg

Чтобы «уметь учиться», необходимо владеть универсальными учебными действиями. Именно они обуславливают метапредметные личностные результаты школьника. Как и предметные знания, они подвергаются проверке Единым государственным экзаменом. Например, выпускнику дается текст и предлагается ответить на два вопроса. Чтобы ответить на первый, достаточно владеть теорией. Второй же более сложен, так как подразумевает еще и вдумчивый анализ отрывка, выделение в нем контекстной информации. Соответственно за простое задание выпускник получает один балл, а за сложное — два.

Универсальные учебные действия делятся на несколько категорий. Личностные УУД отвечают за  умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Регулятивные соотносятся с организацией школьников своей учебной деятельности. Познавательные — это  общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Коммуникативные УУД связаны с умением слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

— Учитель может составлять задания по своему предмету так, чтобы было ясно, обладает ученик нужными навыками или нет, — рассказала проректор по стратегическому развитию отрасли КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» Жанна Кузнецова. — Таким образом, педагог должен повышать метапредметные результаты своих подопечных. На семинарах мы учим их составлять задания с учетом  контроля метапредметных результатов. Это достаточно сложная техника, требующая творческого подхода.

Семинар4.jpg

На семинаре проходили практикумы и мастер-классы, на которых педагогам презентовали опыт работы в образовательных учреждениях края. Преподаватель математики агропромышленного техникума поселка Хор Галина Тешабаева представила авторский курс «Учиться легко».

— В течение трех лет мы проводили мониторинг метаумений учащихся нашего техникума, — рассказала Галина Владимировна. — Выяснилось, что у ребят имеются трудности с выделением в заданиях основной мысли, интерпретацией и структурированием информации. Школьники с трудом отличали мнение от факта. Поэтому и возникла необходимость в создании метапредметного курса.

Авторский курс состоит из трех модулей: «Понятие — основа знания», «Учимся работать с информацией», «Мыслим творчески». Во время каждого из них школьники работают с текстовыми  материалами и учатся давать научные определения понятиям, осознанно производить логические операции.

Ирина Дербина, учитель истории и обществознания кадетской школы № 1 имени Ф.Ф. Ушакова г. Хабаровска, на своем мастер-классе показала, как проектировать метапредметные курсы в основной и старшей школе, сохраняя при этом их преемственность.

В кадетской школе разработаны метапредметные курсы по направлениям: «Шаги к успеху»  развивают регулятивные универсальные учебные действия, «Учимся мыслить» — познавательные,  «Уроки нравственности» — личностные, «Коммуникация на «5» — коммуникативные. На мастер-классе подробно рассматривались три модуля последнего направления, во время которых среди учащихся проводятся рефлексии, дискуссии и практикумы.

Семинар5.jpg

— Весь курс рассчитан на девять часов, к тому же вполне можно проводить занятия модулей избирательно, не по порядку, — пояснила Ирина Сергеевна. — На занятиях дети узнают особенности передачи и восприятия информации, а также приемы эффективного слушания.

Педагогический коллектив гимназии № 45 г. Комсомольска-на-Амуре показал, как в образовательном учреждении проходит работа по развитию логических умений в урочной и внеурочной учебной деятельности.

— Формирование метапредметных результатов мы реализуем через логические пятиминутки, которые проводятся на каждом уроке, — рассказала Анастасия Линник, учитель русского языка и литературы гимназии № 45 г. Комсомольска-на-Амуре. — Каждый день учебной недели наши ребята отрабатывают шесть логических умений — анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизацию и абстракцию. Такая систематическая работа уже дает неплохие результаты. Показатели гимназистов на различных конкурсах и олимпиадах значительно улучшились.

Также в комсомольской гимназии разработан внеурочный курс на 34 часа, который направлен на развитие таких мыслительных операций, как классификация и обобщение. Он называется «Девять шагов по России». В течение 32 часов школьники «путешествуют» по округам страны, после чего их ждет двухчасовая защита итоговых проектов. Внутри каждого округа школьники работают с тремя направлениями: природа, люди, достижения. Уникальность курса заключается в том, что его можно запускать не один раз. Достаточно лишь изменить задания.

Семинар6.jpg

Во время семинара были составлены методические рекомендации. Муниципальные команды будут распространять полученный опыт на своих площадках. 





Возврат к списку


Комментарии
Цитировать Имя
adiola, 28.03.2016 20:23:34
Не плохая организация была. Очень приятно.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы.

Для добавления комментария вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Видео
Загрузка плеера
10 октября 2019