Информационно-образовательный портал Хабаровского края
 

версия для слабовидящих

4 марта 2013

Нас ждут перемены в сфере образования

Одна из главных тем, которые обсуждали 27 февраля в Кремле, – 400-летие династии Романовых. В Патриарших палатах прошло общее собрание Российского исторического общества. После всех рассуждений об актуальности 400-летия династии Романовых монархисты могли возрадоваться, а республиканцы — вздрогнуть. Но и для тех, и для других есть предмет для размышлений — подготовленная к юбилею работниками Музея Московского Кремля факсимильная "Книга об избрании на превысочайший престол великого российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всея великой России самодержца". Издание само по себе уникальное. Стоит обратить внимание, что в книге миниатюры оформлены как во времена великого князя Михаила Федоровича.

Из книги можно узнать о том, как Земский собор решает, кого же избрать на русский престол, когда он остался пустым после ухода Рюриковичей, Годуновых, Шуйских и всех Лжедмитриев Смутного времени. В книге написано о решении Земского собора на Лобном месте, которое сверяется со "всем сонмом Московского государства, бесчисленным множеством народа всех чинов". Получается своего рода референдум — очень демократично. Позже в книге говорится о том, что делегация Земского собора отправляется в Кострому, чтобы позвать на престол молодого боярина Михаила Романова, которого избрали на царский престол. После долгих уговоров он соглашается. На следующей Боярской думе пустым остается кресло Патриарха — царского отца, который вернулся в Москву чуть позже. А когда вернулся на самом деле он и правил страной.

Профессор академического Института российской империи Николай Рогожин в своем докладе перед Российским историческим обществом констатировал: "На следующие 500 лет наша динамика стала такой: раз в сто лет мы проходим через Смутное время. Каждый раз у нас появляется большой выбор, и каждый раз — парадокс русской жизни — большинство демократически выбирает то, что в докладе было названо "единодержавием".

На этом большом пути были и другие переломные моменты. Например, позорное поражение России, которое выстроил Николай I в Крымской войне. Или в феврале 1917 года, когда 300-летняя монархия была почти в одночасье уничтожена. И часть вины за это лежит на Николае II.

Свое отношение к истории правления рода Романовых высказала генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", Елена Гагарина. Она считает, что избрание Михаила Романова на царский престол произошло, потому что он был самым близким родственником Рюриковичей. "Это был основополагающий пункт его избрания на царство. Он был ближайшим родственником первой любимой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой, поэтому правильно это или нет, вопрос так стоять не может. Это не художественное кино, чтобы делать вот такого рода умозаключения", — говорит Елена Гагарина.

Академик Анатолий Торконув, ректор Московского государственного института международных отношений, считает, что династия Романовых сыграла огромную роль в истории России. Он сожалеет о том, что зачастую мы вспоминаем только самого яркого представителя Романовых — Петра I. "Очень мало мы говорим об Алексее Михайловиче, который внес огромный вклад в стабилизацию России после Смутного времени, о первом царе Михаиле Федоровиче, который долго находился на троне. Он был удивительно мудрым, далековидящим, правителем нашей страны", — сетует Анатолий Торкунов.

На фоне обсуждения вопросов в образовании Минобрнауки Дмитрий Ливанов дал интервью "Вестям в субботу" .

- Как писать единый учебник по истории, который мыобсуждали с вашим коллегой Владимиром Мединским, если мнения историков расходятся?

- Если в одной комнате собрать 20 лучших историков России, у них будут разные взгляды на исторические события. Если они смогут договориться и создадут общий текст, под которым каждый из них подпишется, этот учебник будет вызывать доверие у нашего общества.

- Это будет один учебник или одна программа, на основе которой можно сделать много вариантов?

- Это будет линейка учебников, объединенная единой программой. Она рассчитана на школьников разных возрастов. И я думаю, она будет существовать на разных уровнях – общем и углубленном. В старшей школе появятся разные профили, в том числе и гуманитарный. Школьники, которые выберут именно этот профиль, конечно, будут изучать историю на углубленном уровне.

- Когда вы планируете собрать комиссию для обсуждения новой линейки учебников по истории и кто в нее войдет?

- Это будет рабочая группа из ведущих российских ученых — историков, авторов наиболее востребованных учебников истории, которые сегодня используются в школах, представителей общественности, Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества. Очень важно, чтобы в этой работе были услышаны голоса именно ученых-историков, а не политиков. История — это наука, у нее есть свои законы. Вот эти законы и должны быть отражены в учебнике.

- Владимир Ильич Ленин в 1918 году предлагал соратникам отметить первую годовщину октябрьского переворота. Ленин предлагал переворот, который потом стал называться "революцией". Коммунисты недовольны, когда эти события называют "переворотом". Но согласно марксизму — был акт переворотов. Когда дело дойдет до названий событий в будущем учебнике, как это будет обсуждаться?

- Этот вопрос будут обсуждать профессионалы. Дело не в названиях.

- В последнее время я провожу эксперимент. Когда к нам приходят стажеры устраиваться на работу, я задаю им вопрос: кто, кроме Германии, напал на Советский Союз 22 июня 1941 года? Почему-то все чаще и чаще мне стали отвечать, что Австрия. Долго не мог понять, в чем дело. Потом мне объяснили, что есть какой-то формуляр в ЕГЭ, касающийся истории, где на одной странице — Великая Отечественная война и Первая мировая. Вспоминают, что там была Австро-Венгрия. Потом говорят: "Австрия". На собрании Российского исторического общества в Кремле ставили вопрос не только об учебнике, но и о том, чтобы привести в порядок ЕГЭ по истории. Обсуждение данного вопроса будет проходить параллельно с новым учебником?

- Экзамены должны быть проверкой не только того, насколько хорошо школьники запомнили те или иные факты, но и проверкой способности детей использовать свои знания при решении практических задач. Именно на это нацелена наша работа по изменению содержания и технологий единого экзамена. В большей степени будет использоваться устная часть на экзамене. И не только на экзаменах по иностранным языкам, но и по гуманитарным предметам в целом. Будем использовать компьютерные формы единого экзамена. Сейчас мы запустили несколько очень серьезных проектов по изменению содержания и технологии единого экзамена.

- В середине февраля вы давали "Вестям в субботу" интервью в Красноярске. Тогда мы говорили о литературе и о "Родительском сопротивлении" — большом сборе с участием президента в Колонном зале Дома союзов. Там прозвучали претензии к сообществу, которое готовит учебники, — о том, что из курса литературы убирают много классических российских писателей. Вместо них включают современных авторов. Что вы собираетесь делать с этим списком?

- Прежде всего, не нужно делать никаких резких изменений в программе по литературе. Наша педагогика всегда отличалась приверженностью к классическим образцам. И наши дети учатся чтению с помощью лучших классических произведений русской литературы, проходят русскую классику в старшей школе. Именно это является основой в формировании единого культурного фундамента нации. Нам надо сохранить эти традиции. Какие бы изменения ни происходили, безусловно, они будут следствием открытого и широкого обсуждения профессионалов и общественности. Очень важно не потерять в процессе этих изменений то ценное, что есть сегодня в нашей педагогической школе.

- Но изменения все-таки будут?

- Я думаю, изменения всегда происходят. В начале 90-х годов в нашей школьной программе по литературе появились такие имена, как Солженицын, Довлатов, и так далее. Изменения будут, так как жизнь меняется, появляются новые имена в литературе.

- Ваше прошлое появление в нашей студии вызвало много шума. Все заговорили об оценке качества вузов, о зарплате преподавателей. Я был возмущен тем, как блогеры брали из нашей беседы фразу и делали из нее сенсацию. Хотя мы говорили совершенно о другом. После нашей беседы вы сделали какие-то выводы?

- Естественно, выводы сделаны. Определены те высшие учебные заведения и те филиалы, которые требуют оптимизации или реорганизации.

- Значит, их закроют?

- Нет. Как правило, это как раз не закрытие, а присоединение к более сильному вузу или какие-то изменения в руководстве того или иного образовательного учреждения. Эти изменения призваны улучшить качество работы и подготовки студентов. Это для нас является ключевым вопросом. Поэтому все решения, которые были приняты в результате мониторинга 2012 года, будут реализованы. Они уже реализуются. В 2013 году мы направим свои усилия на филиальные сети наших государственных вузов, ведь не секрет, что филиалов у нас очень много. И, к сожалению, очень часто они не в состоянии обеспечить высокий уровень подготовки студентов. Когда я иногда разговариваю со студентами, слышу нелестные отзывы в адрес качества образования. Все люди, которые имеют отношение к профессиональному образованию, к высшему образованию, согласятся, что качество обучения в филиалах наших высших учебных заведениях не высокое. В 2013 году мы уделим особое внимание сокращению филиальной сети, улучшению качества обучения в филиалах наших высших учебных заведений. Но осенью 2013 года мы проведем новый мониторинг высших учебных заведений – государственных и негосударственных, всех вузов и всех филиалов, вне зависимости от их формы собственности. Мы проведем этот мониторинг с учетом всех тех замечаний, предложений, претензий, которые мы получили по результатам прошлого мониторинга. Появятся два новых критерия: один будет учитывать трудоустройство выпускников, а второй — специфику вуза, его принадлежность к тем или иным профессиональным группам, например, вузы культуры, транспорта, искусства или медицинские высшие учебные заведения и так далее. Эту работу мы проведем в сентябре-октябре 2013 года, а потом по результатам мы будем принимать определенные решения и реализовывать их.

- Вы будете анализировать трудоустройство вообще или трудоустройство по полученной профессии?

- В этом году мы будем учитывать количество выпускников того или иного вуза или филиала, которые зарегистрированы на бирже труда в качестве безработных. Мы будем оценивать способность вуза дать своим студентам такое образование, которое позволит им трудоустроиться.

- Сейчас 60% не работают по профессии.

- Я это не исключаю. Такой углубленный анализ требует, конечно, более серьезных и масштабных социологических исследований.

- Как вы относитесь к тому, чтобы студенты проходили военную службу во время летних каникул?

- Этот эксперимент мы будем поддерживать, но при условии, что эта форма прохождения военной службы не будет идти в ущерб качеству того образования, которое студенты будут получать в высших учебных заведениях.

Автор: Сергей Брилев

02.03.2013 20:40

http://www.vesti.ru/doc.html?id=1045914





Возврат к списку


Добавить комментарий

Вы не авторизованы.

Для добавления комментария вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6