Информационно-образовательный портал Хабаровского края
 

версия для слабовидящих

Марина Барановская

Марина Барановская

Май 2013

Май – это месяц, который традиционно связывают с трудом, кому не известен знаменитый лозунг: «Мир! Труд! Май!», тем не менее, наверное, в самой человеческой природе сделать все, чтобы облегчить свой труд. В последние годы на помощь человеку приходят… Ну, конечно, роботы! И чем дальше, тем больше люди связывают с робототехникой будущее.

На этот раз мы решили познакомить Вас с педагогом центра технического творчества Хабаровского краевого центра развития творчества детей и юношества, одним из непосредственных организаторов первого краевого фестиваля «Робототехника 2013» и, несомненно, наставником и, если хотите, вдохновителем многих его призеров - Мариной Барановской.

Марина Сергеевна, расскажите немного о себе. Где вы родились и выросли? Каким было Ваше детство?

Родилась и выросла я в нашем любимом городе Хабаровске. Папа мой радиоинженер, а мама врач. В детстве я неплохо разбиралась в технике, по рассказам мамы, ни одна игрушка не увлекала меня больше, чем папин кассетный магнитофон.

Папа, учил моего младшего брата паять микросхемы, а я училась вместе с ними.

Занимались ли Вы в детстве в каких-либо кружках и секциях? Чем интересовались?

О, конечно! Ходила на кружок мягкой игрушки, в бассейн, в школе играла в сборной по волейболу. Когда у нас появился первый компьютер, занялась программированием и компьютерной анимацией.

Решение простых, а потом сложных задач, всегда доставляло мне удовольствие. С детства все практики в школе, я проходила, работая с детьми - «продленка» или «Дом малютки». Даже школьные тесты по профессиональной ориентации, подводили меня к выбору профессии преподавателя. Её я и выбрала, закончила Хабаровский педагогический университет.

С чем связан такой интерес к роботам и робототехнике?

По окончанию университета я сразу начала работать в сфере дополнительного образования детей. И в работе стремлюсь не научить детей, а создать среду, в которой они бы росли и получали знания.

На мой взгляд, робототехника - это та золотая середина между творчеством и логикой. Любого робота надо сначала придумать, смоделировать, а потом создать и запрограммировать - это не простая, но и не сложная задача. Но, чтобы это сделать, необходимо обладать знаниями, умениями и навыками, вот их то, я и даю на занятиях детям. То есть, как бы прокладываю дорожку и учу ходить, а бегать им придется самим. Надеюсь, что многие из них выберут в дальнейшем профессию так необходимую сегодня нашей стране: инженер, конструктор, программист.

На Ваш взгляд, современные дети, – какие они?

Умные, красивые, талантливые и гениальные, как и все дети. Только вот не все дети мотивированы к обучению. Не понимают они поговорку «Ученье- свет, а не ученье - тьма». Слишком много в современной жизни детей отвлекающих моментов: «особенные игры», «неинтересные фильмы», «не правильный интернет» и т.д. Слишком большой поток информации в котором и взрослому сложно понять, что хорошо, а что плохо; что правильно, а что нет, а ребенку и подавно. Помочь и направить ребенка - это и есть наша работа, работа педагога дополнительного образования детей. Ведь именно кружки и секции, заниматься в которых можно после школы, дети выбирают сами, по желанию, и идут в них с удовольствием.

Как обычно проходят ваши с ребятами занятия?

Всегда по-разному, нет одинаковых занятий. Даже одна и та же тема в двух разных группах проходит по-разному. Это зависит от многих факторов: подготовленность, активность и многие другие. Иногда мы с детьми играем в интеллектуальные игры, дискутируем на какую-нибудь тему, смотрим различные развивающие фильмы.

Действительно ли робототехника – это направление будущего?

В 2008 году была запущена программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновации России», направленная на вовлечение детей и молодежи в техническое творчество, воспитание инженерной культуры, выявление и продвижение перспективных инженерно- технических кадров. Началом к развитию программы в крае и был «Первый краевой фестиваль по робототехнике 2013». Краевые соревнования - это этап подготовки к Всероссийским соревнованиям, которые проходят в Москве, а в дальнейшем и во Всемирной олимпиаде роботов.

Как дети сами могут создавать робота, не сложно ли это?

Я давно искала возможность дать «нашим» детям то, что так сильно развито в Японии, Корее, возможность создавать, а не пользоваться готовыми моделями роботов.

Есть разные конструкторы для обучения, но наиболее оптимальные среди школьников являются конструкторы Лего. Есть два вида конструкторов. Лего WeDo адресован детям младшего возраста (дошкольникам и младшим школьникам), а ПервоРобот NTX - может использоваться в основной и старшей школе, а также в начальном профессиональном, техническом образовании. «Мозгом» этого робота является микрокомпьютер, к которому подключаются датчики света, касания, звука и, конечно же, моторы, которые помогают роботу двигаться. Программирование робота осуществляется с помощью специального программного обеспечения, которое установлено на компьютеры. Благодаря такой комплектации дети могут придумывать и создавать любые модели роботов.

Понимают ли сами ребята актуальность робототехники, видят ли перспективы применения полученных знаний?

Я думаю для многих детей, которые недавно пришли ко мне на занятия - это только игра, модное слово «робот», привлекает на каком-то этапе, но со временем их захватывает возможность самому придумать, создать интересные модели. (модели экологических машин или робота-помощника). Главное придумать для какой цели будет создаваться робот, а после приступать к его созданию и программированию. А в дальнейшем, может быть и посвятить этому всю свою жизнь.

Какие, на Ваш взгляд, надо воспитывать качества у детей, чтобы они выросли интересными, успешными людьми?

Не зря в современном обществе возник термин «Общество потребления», общество способное только брать, а не создавать что-то свое особенное.

Мне кажется, необходимо воспитывать наших мальчишек и девчонок креативными. (Креати́вность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Прим.редактора.)

Научить ребенка искать решения, нестандартные возможности, создавать и творить, эта одна из сложнейших задач педагога.

Вы любите свою работу? В чем заключается самая большая радость в работе?

Я очень люблю свою работу, более того, считаю, что именно благодаря ей можно измениться к лучшему: постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, коммуникабельность, отзывчивость и организованность. Иметь возможность развиваться в области психологии и педагогики.

В то же время, я убеждена, что работа преподавателя - это призвание. Нельзя заставить любить, уважать, понимать ребенка, с этим надо родиться. Я работаю в образовании уже более семи лет и, поверьте, мне есть чем гордиться. Есть родители и ученики, которые благодарны мне за проделанную работу, но самое главное то, что я вижу результат, вижу своих детей, идущих в правильном направлении, и это очень радует.

Каким видите будущее робототехники в нашем крае?

Робототехника – очень широкое понятие. Роботы применяются практически во всех сферах производства, в медицине, в быту, а иногда и в образовательном процессе. И каждое из этих направлений должно и уже развивается в Хабаровском крае.

Так как я работаю педагогом, подготовка мальчишек и девчонок в области робототехники волнует меня больше всего.

Первые соревнования по робототехнике среди школьников прошли в Москве в 2000 году, а в 2006 году образовательные учреждения Хабаровского края получили обучающие конструкторы и начали с ними работать. Первые соревнование среди школьников Хабаровского края были организованы 21 апреля Хабаровским краевым центром развития творчества детей и юношества. Это наш пробный шар и первый этап к широкому распространению робототехники в крае.

Следующий этап – наше вступление в программу «Робототехника: инженерные кадры инновационной России».

Я уверена, что это очень перспективное и необходимое направление получит широкое распространение в нашем Хабаровском крае.


Возврат к списку

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Видео
Загрузка плеера
10 октября 2019